Прообразом Нехорошей квартиры послужила квартира №50 в доме №10 по Б. Садовой улице в г. Москве, где Булгаков жил в 1921-1924 гг.
Вымышленный номер 302-бис - это зашифрованный номер 10 здания-прототипа по формуле 10=(3+2)х2. Кроме того, фантастически большой номер (ни на одной из Садовых улиц в Москве не было и нет дома с таким большим номером) должен подчеркнуть нереальность происходящего, так же как и невероятно большой номер отделения милиции, выдавшего паспорт дяде Берлиоза Максимилиану Андреевичу Поплавскому - 412.
При переносе праха Гоголя с кладбища Даниловского монастыря на Новодевичье, плита с могилы была передана в гранитную мастерскую и лежала там до тех пор, пока местный рабочий не проговорился о ней вдове Булгакова, и в 1953 году она установила ее на могиле мужа.
Надпись о Гоголе, разумеется, затерли.
Этот случай любят приводить в качестве примера исполнившегося пророчества - ведь Булгакову принадлежит обращенная к Гоголю фраза: "Укрой меня своей чугунной шинелью!"
Библиотека Булгакова изобиловала исторической и справочной литературой, географическими материалами. Он оттачивал детали, добиваясь их достоверности. Для ершалаимских глав «Мастера и Маргариты», Булгаков выясняет и как две тысячи лет назад одевались, на каких языках говорили, какими деньгами расплачивались. Для описания войска - выверял типы оружия, атрибутику и конструкцию обуви. Сохранился план Ершалаима, который сегодня оказался в основных чертах совпадающим с самыми достоверными картами и спутниковыми снимками.
Комната Булгакова
Сталкиваясь с противоречиями, Булгаков иногда исправлял первоисточники.
По мнению драматурга Эдварда Радзинского, прообразом Воланда является Иосиф Сталин
По мнению литературоведа Альфреда Баркова - Владимир Ильич Ленин, лично участвовавший в отношениях Марии Андреевой и Максима Горького и использовавший Андрееву для влияния на Горького.
Воланд во многом ориентирован на Мефистофеля "Фауста" (1808-1832) Иоганна Вольфганга Гёте (1749-1832), в том числе и на оперного, из оперы Шарля Гуно (1818-1893) "Фауст" (1859).
Само имя Воланд взято из поэмы Гёте, где оно упоминается лишь однажды и в русских переводах обычно опускается. Так называет себя Мефистофель в сцене Вальпургиевой ночи, требуя от нечисти дать дорогу: "Дворянин Воланд идет!".
Вероятно имена персонажей свиты Воланда связаны с языком иврит. Так, например, Коровьев (на иврите "каров" — близкий, то есть приближённый), Бегемот (на иврите "бегема" — скотина), Азазелло (на иврите "Азазель" - "азазель" — демон).
Фагот - это длинная тонкая трубка, сложенная втрое, которая может играть то в высокой, то в низкой тональности. То бас, то дискант. Булгаковский персонаж худ, высок и в мнимом подобострастии, кажется, готов сложиться перед собеседником втрое (чтобы потом спокойно ему напакостить).
Коровьев-Фагот и Бегемот во дворе дома Булгакова
По свидетельству второй жены писателя Л. Е. Белозерской, реальным прототипом Бегемота послужил их домашний кот Флюшка - огромное серое животное.
Бегемот в демонологической традиции - это демон желаний желудка. Отсюда необычайное обжорство Бегемота.
Кот - хранитель квартиры-музея Булгакова
По воспоминаниям третьей жены писателя Е. С. Булгаковой- В. А. Чеботаревой, в описании Великого бала у Сатаны были использованы впечатления от приема в американском посольстве в Москве 22 апреля 1935 г. Посол США Уильям Буллит (1891-1967) пригласил писателя с женой на это торжественное мероприятие.
Расспрашивая о трамвае старожилов, булгаковед Яновская заметила, что все, кто читал «Мастера и Маргариту», говорят: «А как же! Был трамвай. Был». Однако, люди, не читавшие роман, категорически утверждали, что трамвая не было.
Где-то рядом Анушка уже разлила масло
В конце романа "Мастер и Маргарита" ничего не сказанно про Геллу. Причем в черновиках она была: "Геллу ночь закутала в плащ так, что ничего больше не было видно, кроме белой кисти, державшей повод. Гелла летела как ночь, улетавшая в ночь"
Елена Сергеевна писала, что из за болезни Булгаков просто забыл про нее.
Еще немного фотографий:
Кот у входа в подъезд с "Нехорошей квартирой"
Рукописи не горят
Учение свет
Коммунальная тоска
Жизнь удалась
Ты еще винограду сверху положи
Ключи от всех окон